Поиск
  • rzhumanov

Реконструкция Ленинского проспекта или скоростной транзит?

Ленинский проспект одна из красивейших улиц Москвы и проходит по одному из исторически престижных районов города – юго-западному. Вдоль проспекта располагаются как жилая застройка, так и большое количество учебных и научно-исследовательских институтов. Таким образом, движение по проспекту более чем оживленное, что не мешает, однако проспекту оставаться одной из самых живописных и зеленых улиц Москвы.

Вызывает удивление, почему при озвученных планах правительства Москвы отдавать приоритет общественному транспорту, как основному средству предотвращения транспортного коллапса города, на публичные слушания выносится вариант реконструкции Ленинского проспекта, полностью лишающий возможности в будущем организовать скоростной транспорт. При всей пользе организации перекрестков в разных уровнях, прежде всего для безопасности движения, предложенный вариант полностью исключит возможность организовать внеуличный транзит. Проектировщики сейчас предлагают пустить общественный транспорт по крайней правой полосе. Даже если полоса движения и будет выделенная, скоростного движения, то есть гарантирующего время доставки пассажира к месту назначения, на Ленинском проспекте уже не организовать.

Однако, даже исключив проспект из числа маршрутов движения правительственных кортежей, вряд ли предлагаемая нам реконструкция обрадует москвичей. Сейчас мало кто из жителей осознает, что в результате реконструкции можно будет забыть не только о том, чтобы добраться до ближайшей станции метро менее чем за полтора часа, но и о том, что на все два года предполагаемой реконструкции вряд ли кому удастся сдать квартиру в аренду или продать ее по адекватной цене. Да и после реконструкции эстакады не сильно поднимают жилье в стоимости.

При всей важности организации перекрестков в разных уровнях, ведь не менее 60% аварий приходится на перекрестки, есть еще интересы горожан, передвигающихся общественным транспортом, которых не менее 75% в Москве. Можно ли совместить интересы этих двух казалось бы соперничающих групп населения? Есть ли альтернатива, которая могла бы решить все перечисленные проблемы и при этом внесла минимальные издержки и для жителей и для города. Безусловно есть. Если организовать перекрестки Ленинского проспекта, пустив в туннели не сам проспект, а поперечные улицы, то мы оставим возможность для организации скоростного транспорта по осевой линии. Сейчас практически по всей разделительной линии проспекта проложен газон шириной 8-10 метров, что вполне достаточно для организации двупутного полотна. С другой стороны, предложенная альтернативная схема реконструкции полностью гармонирует со светофорами, которые могут выполнять свою дросселирующую роль при движении в центр, что было замечательно описано в статьях М.Я. Блинкина, директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

Данный вариант имеет свои неоспоримые преимущества. Во-первых, перекрестки автоматически проходятся в разных уровнях, таким образом от строящейся станции метро Тропарево до м.Октябрьской можно будет добраться без пробок за 30 минут, что безусловно порадует жителей Ленинского проспекта, которым по часу приходится добираться до ближайшей станции метро. Во-вторых, можно будет освободить полосы проспекта от действующих сейчас троллейбусов, что порадует уже автомобилистов. В-третьих, необходимые остановочные пункты можно будет организовать из подземных переходов, разместив турникеты под землей. Безусловно, существует дилемма: выбирать либо скорость движения, либо увеличивать количество остановок. Этот вопрос можно сбалансировано решить, пустив микроавтобусы до остановок по дублерам Ленинского проспекта.

У многих жителей Ленинского проспекта при обсуждении скоростного транзита могут возникнуть ассоциации с трамваем по Ломоносовскому проспекту. Сразу можно сказать, что современные трамваи не имеют ничего общего с Усть-Катавскими трамваями, двигающимися по 26-му, 39-му и 47-му маршрутам. Это красивый, комфортабельный, экологичный и малошумный транспорт, который может развивать скорость до 80 км/час. Москва уже закупила 120 трамваев одного из мировых лидеров по производству легко-рельсового транспорта – канадской компании Bombardier. И если жители Ленинского проспекта на публичных слушаниях твердо заявят свою позицию, которую услышат в правительстве Москвы, то через 3 года жители смогут с удовольствием и без пробок попасть в центр города за минимальное время.

Системы легко-рельсового транспорта (далее ЛРТ) присутствуют практически во всех странах Мира. Имеются ввиду прежде всего экономически развитые страны. Дело даже не в том, что ЛРТ проще возвести, чем метро или железную дорогу, и дешевле эксплуатировать, чем автобус или троллейбус. Немаловажным критерием при выборе транспортной системы в качестве опорной является еще и тот факт, что ЛРТ по своим экологическим и эстетическим качествам намного превосходит все остальные виды транспорта: скоростной автобус (BRT), троллейбус, обычное метро, обычный городской трамвай. Прежде всего, малошумность подвижного состава ЛРТ – сопоставимо с легковым автомобилем. По выбросам CO2 ЛРТ в 4 раза экологичнее автобуса и в 10 – автомобиля: 4,5 – 5,5 г/км/пасс. По эстетике ЛРТ гораздо удачнее вписывается в городской ландшафт и способен сам по себе формировать урбанистическую среду. Достаточно отметить, что возможно выбрать облик и цвето-графическую схему окраски подвижного состава по желанию и жители смогут высказать свое мнение в этом вопросе. В совокупности характеристик, наличие ЛРТ в радиусе до 500м позволяет увеличить стоимость жилья на 25-40%. Данное правило подтверждается многолетней зарубежной статистикой. Нашей статистике, к сожалению, нет, поскольку и ЛРТ у нас нет. Монорельс на ВДНХ и «легкое» метро в Бутово не в счет, поскольку к ЛРТ никакого отношения не имеют.

В качестве примера можно привести более 150 ЛРТ систем, развернутых практически во всех крупных городах Европы, которые выполняют различную роль: от скоростного транзита до транспорта локального значения. В Лондоне системы ЛРТ составляют до 70% знаменитой подземки. В Калгари при выборе опорной транспортной системы был проведен целый референдум, который высказался в пользу ЛРТ, в противовес автобусам, метро и железной дороге. ЛРТ способно решать широкий диапазон задач: от скоростного перемещения больших объемов пассажиров по обособленному полотну, до удобного и комфортного трамвая для решения задач местного уровня, 1-3 остановки в общем потоке с автомобилями.

В нашем случае целесообразно решить задачу скоростного транзита, поскольку иным средством обеспечить Ленинский проспект и Калужское шоссе скоростным электротранспортом в обозримой перспективе 10-15лет, кроме как ЛРТ, просто нет. В то время как ЛРТ возможно создать в рамках «правильной» реконструкции в течении ближайших 2-3 лет.

Сейчас есть возражения, что по Ленинскому проспекту недостаточен пассажиропоток, однако скептикам хотелось бы напомнить, что озвученная Департаментом транспорта Москвы оценка составляет 150-160 тыс. человек в день, что быть может мало для подземного метро, однако вполне достаточно для скоростного транзита в вышеописанном исполнении. Кроме того, не нужно забывать, что в действующем Генеральном плане вдоль Ленинского проспекта предусмотрена скоростная линия метрополитена. Напомним, что текущий Генплан принимался до расширения Москвы в юго-западном направлении. Возникает вопрос, до расширения Москвы нашлось достаточно пассажиров для скоростной линии, а после расширения Москвы и анонсирования планов по многоэтажной застройке ближайших к МКАД территорий вдоль Калужского шоссе не находит? Где логика?

Более того, в правительство Москвы поступило предложение по организации скоростного транзита по Ленинскому проспекту за счет внебюджетных источников по трассе: Калужское шоссе – м.Теплый стан – ТПУ Тропарево – Ленинский проспект – м.Ленинский проспект. Если продлить данную линию до м.Октябрьская и совместить ее создание с более мягким вариантом реконструкции проспекта: убрать эстакады и пустить в туннели поперечные к Ленинскому проспекту улицы, - город получит максимально эффективное, даже эффектное решение транспортной проблемы Москвы.

С одной стороны, мы предотвратим усугубление транспортной проблемы на Ленинском проспекте и дадим скоростной транспорт в Новую Москву вдоль Калужского шоссе. С другой стороны, город создаст прецедент привлечения частных инвестиций в городской электротранспорт, что крайне важно для ускорения строительства скоростного транспорта. Ведь при всех громадных суммах, выделяемых Москве на строительство метро, их недостаточно для чувствительного облегчения транспортной ситуации. Планируемые к стройке до 2020 года линии метро, должны были быть построены лет 10 назад, и к тому времени, когда они будут введены в эксплуатацию, растущий пассажиропоток поглотит весь положительный эффект.

Просмотров: 0