Поиск
  • rzhumanov

Скоростной трамвай на Ленинском проспекте или полезем ложкой в кастрюлю?

Друзья и все кому не безразлична судьба московского транспорта и Ленинского проспекта!

То, что в нашей стране благоденствует и процветает фетишизм ни для кого не секрет. Гагарин, балет, БАМ – список может продолжать. Каждое поколение рождало свой фетиш, пропаганда которого становилась своеобразным мейнстримом. Для многих не быть в мейнстриме означает социальный вакуум, поэтому пытаться противопоставить иступленному фетишизму какой-то рациональный аргументарий бесполезно. Здесь действует чисто религиозный механизм самооправдания и самоправедности, который с течением времени сам себя исчерпает как любое язычество. К сожалению, там, где не только слова, но и деньги – фактор времени имеет большое значение: заработать существенно тяжелее, чем растратить. Банальность, казалось бы… Однако, отрицание этой банальности  различными заинтересованными в подогревании мейнстрима ведомствами и прочими игроками стало своеобразным кредо в их деятельности. Вот и нам всем «посчастливилось» жить при рождении/процветании/упадке ряда мейнстримов: Новая Москва, метро. Сейчас – реновация набирает обороты. Беда нашей страны, что любое полезное дело с успехом превращают в абсурд, как, например, строительство ВТОРОЙ ветки метро в бывший колхоз…

Подробности в тексте самой петиции: https://www.change.org/p/президент-рф-отменим-строительство-второй-ветки-метро-в-бывшую-деревню-под-москвой-за-90-млрд-руб

С одной стороны понять любое отраслевое лобби можно, раз попали в струю, значит надо выжать из нее все, до последней капли. Когда еще могут допустить до «крана». Значит вывод один: нужно всемерно бороться с любыми альтернативами, доказывая, что только метро может ездить, а все остальное – только воздух портит.  Вот и возникают ситуации, при которых одно и тоже лобби одной рукой делает одно полезное дело, а другой рукой ставит кляксы на других не менее полезных идеях, опасаясь, что иначе конкурент превратится в мейнстрим и снизит напор «потока». Полагаю, что здесь и покоится фундамент этой «замечательной» идеи проектировать линии трамваев со смешанным режимом работы, перемежая участки по обособленному полотну с движением в общем потоке. Более бессмысленной идеи трудно себе представить: любой затор в общем потоке в течении получаса остановит движение всей линии. Учитывая, интенсивность движения в Москве и водительскую дисциплину, не пройдет и полугода как все москвичи просто махнут рукой на идею скоростного трамвая и будут еще яростнее скандировать: «даешь метро».

Впрочем, такой оборот вполне удобоварим для лобби. А за то, чтобы гасить другие «пожары» с лозунгами, например, «даешь дешевые и полезные продукты» отвечает другое ведомство. JВот и получается, что министр сельского хозяйства говорит о необходимости дополнительных 300 млрд.руб. на доведение среднегодового потребления молочных продуктов до нормы минздрава, а в это время треть суммы идет на ненужное метро. Можно, конечно, найти отговорки, что бюджеты разные, однако у людей денег на молоко не хватает, и это федеральный министр заявляет!, а молоко – это для северных широт продукт жизненно необходимый.

Продолжая параллель с Новой Москвой... Казалось бы все полезные вещи! Разве кто-то говорит, что строить дома плохо? Отнюдь… Но это не значит, что нужно всем как зачумленным бросится в какую-то точку на карте Москвы и ее остервенело застраивать десятками «коробок» в мистической надежде, что количество перерастет новое качество. Как известно Коммунарка новым центром Москвы не стала: сначала плакали надежды перенести туда Парламентский центр и прочие госорганы, потом – Библиотеку им.Ленина и прочая. Хотя идея была сногсшибательная: взять и превратить за 5 лет бывший колхоз в 4 км от МКАД в аналог Бульварного кольца, который набирал потенциал престижа на протяжении столетий.

Вот и с метро история повторяется. При всей неоспоримой нужности и необходимости подземки для такого мегаполиса как Москва, мера и здравомыслие при его строительстве все-таки необходимы. Хотя с метро ситуация несколько сложнее. Здесь очевидна синергия заинтересованности не только профессионального лобби, но и житейских представлений москвичей. К сожалению, лоббисты пользуются чисто религиозным отношением москвичей к метро: как же – самое красивое в мире, самый быстрый вид транспорта и т.д. Есть подозрение, что есть стремление  добавить еще один титул: самое длинное. Вопрос только, в том кто расплачиваться будет за эти рекорды? Ведь эта милая погоня за рекордами стоит денег налогоплательщиков и немалых. Кроме того, приоритезацию расходов и оценку их эффективности в государстве никто не отменял.

Еще не все успели наиграться с шумихой вокруг «Новой Москвы», как появилась более здравая идея: осваивать неосвоенные или неэффективно освоенные территории в самой Москве. Заброшенные промзоны, набережные, территории вдоль железных дорог и прочая, список можно продолжать. Вот и надо бы задуматься, а как подходить к вопросам транспортного освоения новых и существующих жилых массивов. Не нужно семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что и здесь проектировщики стройкомплекса «подумав» за миллиард, снова придут к неожиданному выводу нужно строить исключительно метро за 5-7 млрд.руб. за километр. И альтернатив, картинно разведут руками, - НЕТ.

А так ли это? Если решать задачи строительства и реконструкции автодорог и улиц, оставляя возможности для прохождения трамвая по осевой линии, можно, при оборудовании разноуровневых развязок, добиться пропускной способности трамвайной линии сравнимой с метро! Размещая остановки с интервалом 800-1000м, оборудуя входы на станции из подземных переходов с зонами оплаты проезда, устанавливая эскалаторы и еще на стадии проектирования развязок закладывать станции трамвая, можно и нужно сделать полноценное наземное легкое метро. Цена трамвайной инфраструктуры даже вместе с обустройством развязок будет в ТРИ раза дешевле с учетом всех предотвращенных издержек (отдельная реконструкция Ленинского и продление метро)!

Провозная способность линии скоростного трамвая даже по оценкам НИИиПИ Генплана – 20 000 человек в час/направление. Если же довести длину трамвайного поезда до 70-90 м, оборудовать современными системами сигнализации, централизации и блокировки, широкими проходами и увеличить количество входов/выходов с временем открытия/закрытия дверей <2 сек, то можно еще в полтора раза увеличить провозную способность ЛРТ! Пилотным проектом может послужить ЛРТ на Ленинском проспекте. Подробности позднее... :-)

Идея, о том, что трамвай не может эффективно решать транспортные задачи и только метро на это способно, сравнима с утверждением, что разливать суп по тарелкам неправильно, а нужно лезть ложкой прямо в кастрюлю. Такое представление выгодно только крайне тяжеловесной, инерционной и негибкой машине стройкомплекса, которая разогнавшись, может решить любую проблему, если только проблема стоит длинного разбега. Суть только в том, что государство – это не эфстафета, а Олимпийские игры с разными видами спорта. И талантливо убеждать хлебать щи прямо из половника, приговаривая, что наливать в тарелки – либерастические бредни, вредительство, из-за которого щи так могут прокиснуть, что потом никакого молока не понадобится… Двуцветная картина мира: метро и автодороги - это не только анахронизм, но и экономика догосударственного, общинного уклада.

Просмотров: 5